Вспоминаем о главном фильме Тарантино в честь 25-летия премьеры "Криминального чтива" картины в Каннах.
25 лет назад, в мае 1994 года, в Каннах состоялась триумфальная премьера "Криминального чтива". Если быть точным, то первые зрители увидели фильм 21 мая 1994 года, а "Золотую пальмовую ветвь" Тарантино получил 23 мая. Четверть века назад "Чтиво" стало настоящим прорывом в криминальном жанре, а сейчас критики захлёбываются от восторга, нахваливая новый фильм Квентина Тарантино "Однажды в Голливуде". Многое в мире изменилось за 25 лет, но кое-что не меняется: Тарантино всё ещё хороший режиссёр, а "Криминальное чтиво" всё ещё с удовольствием смотрят зрители по всему миру. Давайте пожелаем Квентину нашему Тарантино удачи в Каннах и узнаем некоторые любопытные факты о "Криминальном чтиве".
Тарантино написал сценарий в АмстердамеИдею создать фильм-антологию из нескольких криминальных новелл Тарантино разрабатывал в 1980-х вместе со своим коллегой по работе в видеопрокате Роджером Эйвери. Когда Тарантино уже попробовал себя в кинематографе, снял "Бешеных псов", сыграл в нескольких фильмах и написал несколько сценариев, он отправился в Амстердам, что написать сценарий когда-то задуманной криминальной антологии. Амстердам был детской мечтой Тарантино, в первую очередь из-за кексиков сами знаете с чем, поэтому как нельзя лучше подходил для написания шедевра. Режиссёр позже признался, что так и не успел вдоволь накуриться, а только всё время ходил по амстердамским улочкам и строчил в блокнот. Эйвери навестил Тарантино в столице Голландии и тоже приложил руку к сюжету будущего фильма. Только не совсем понятно, насколько сильно приложил. Тарантино настаивал на том, что друг лишь предложил несколько сюжетных идей, а Эйвери утверждал, что написал несколько полноценных сцен и вообще без его неоценимого вклада сценария не было бы. Друзья поссорились из-за финального титра "Сценарий и постановка Квентин Тарантино", но "Оскар" за лучший сценарий получали вместе.
Кстати, Вега рассказывает о прелестях Амстердама именно потому, что Тарантино писал сценарий "Чтива" в Амстердаме.
Персонаж Сладкая Зайчишка (Honey Bunny) получила своё имя в честь погибшего кролика машинистки, помогавшей Тарантино приводить сценарий в порядокВ 1993 году из Амстердама Тарантино привёз измятые и исписанные безобразными каракулями блокноты. Это по его мнению был финальный вариант сценария. Чтобы превратить режиссёрскую версию сценария в текст, который смогут прочесть обычные люди, Тарантино нанял машинистку. Много дней и ночей машинистка и режиссёр провели вместе, расшифровывая письмена, которые ко всему прочему кишели орфографическими ошибками (говорят, Тарантино до сих пор не отличается грамотностью). За время работы над текстом у машинистки умер домашний кролик Honey Bunny. В благодарность девушке за труд и в память о почившем зверьке Тарантино назвал героиню Аманды Пламмер Honey Bunny (в русском дубляже Сладкая Зайчишка).
Продюсер фильма Харви Вайнштейн был категорически против кандидатуры Джона Траволты на роль Винсента ВегиДжон Траволта в начале 1990-х имел примерно такую же репутацию, как и сейчас, то есть когда-то давно снялся в культовом фильме, но уже давно не играл в приличных картинах, а его имя в титрах не гарантирует хорошую кассу. Харви Вайнштейн настойчиво предлагал Тарантино взять на роль Веги Дэниэла Дэй-Льюиса, ему нужны были в фильме нынешние звёзды, а не бывшие. Но Тарантино был непреклонен и пригрозил Вайнтштейну отказом от продюсерских услуг. Тарантино, сказал, что якобы его уже ждут с распростёртыми объятьями в другой студии. Вайнштейн чувствовал колоссальный потенциал "Чтива", поэтому уступил режиссёру. Так Траволта получил роль в фильме и возродил свою карьеру.
Уму Турман консультировал на съёмках опытный торчокВайнштейн видел в роли Мии Уоллес Мэг Райан ("Когда Гарри встретил Салли", "Вам письмо"). Тарантино же считал, что ему нужна не героиня романтических комедий, а актриса, похожая на звёзд "золотого века Голливуда" (то есть 1930-1940-х годов). Именно такой он увидел Уму Турман (а скорее всего просто запал на её ступни). Актриса прочитала сценарий и заявила, что играть наркоманку не будет. Ума несколько дней поломалась, заставила режиссёра очень подробно рассказать ей о необходимости и художественном значении наркоманских сцен и согласилась.
Нечасто такое встретишь в Голливуде, но у Умы абсолютно не было опыта в употребление каких-либо наркотиков. Учить Уму/Мию нюхать и колоться Тарантино пригласил ещё одного своего друга из видеопроката Крейга Хаммана. Он не только обучил актрису основам наркомании, но и подсказал Тарантино сцену с "воскрешением" Мии при помощи укола адреналина в сердце. Дело в том, что сам Крейг однажды от передоза оказался в похожей ситуации, только его сердце завели не адреналином, а уколом с солёной водой. Кстати, сцена укола была снята в обратном порядке, Траволта вытаскивает шприц, а не втыкает его. При монтаже сцену прокрутили в обратном направлении. Попробуйте заметить это при следующем просмотре "Чтива".
Траволта учил Турман танцевать для съёмок легендарной сцены твистаВ сценарии не был подробно расписан танец, а просто было написано что-то вроде "герои танцуют". Когда пришло время снимать сцену танца, Тарантино попросил Траволту показать ему твистовые движения. Великолепный танцор Траволта показал режиссёру самые модные движения, которых он знал не мало, а Тарантино перемешал их, скомпоновал, и получился незабываемый танец, который все вы прекрасно знаете. В отличие от своего партнёра Турман совсем ничего не знала о твисте, но уроки на съёмочной площадке со звездой "Бриолина" и "Лихорадки субботнего вечера" не прошли для неё даром. Актёры лихо станцевали твист, но Ума Турман была недовольна сценой, ей совсем не нравилась песня, под которую Миа и Винсент танцуют. На просьбу сменить трек Тарантино ответил: "Поверь мне, она идеальна".
Фанаты подсчитали, что слово "fuck" в фильме произносится ровно 265 раз
Тарантино сам не знает, что же было в чемодане Марселласа УоллесаФанаты обожают спекулировать на тему светящегося содержимого чемоданчика из "Криминального чтива". Самая необычная версия гласит, что в чемодане душа Марселласа Уоллеса. Якобы Уоллесс продался дьяволу, и тот вытащил из гангстера душу через шею, поэтому криминальный авторитет и ходит в фильме с пластырем на затылке. На самом деле актёр Винг Реймс просто порезался бритвой, а Тарантино очень понравился большой пластырь на лысом черепе, и он постоянно акцентировал на нём внимание зрителей. Изначально Тарантино и Эйвери планировали сделать отсылку к "Бешеным псам", положив в чемодан краденные бриллианты, с которыми сбежал мистер Розовый. Но потом отказались от этой идеи, а ничего нового и оригинального не придумали и решили содержимое кейса в фильме не показывать. В интервью Говарду Стерну в 2003 году Тарантино сказал, что понятия не имеет, что в чемодане, и что каждый зритель видит там всё, что захочет. На съёмках в чемодане лежала обычная переносная электрическая лампа.
Прокатная судьба картиныВ домашнем прокате лента собрала рекордные для артхаусной картины 108 млн. долларов. До "Криминального чтива" ни одному независимому низкобюджетному фильму не удавалось заработать в США больше 100 млн. долларов. В мире картина собрала почти в два раза больше - 214 млн. долларов. Ожидания Тарантино были превышены больше чем в 10 раз, создатель в лучшем случае надеялся на тридцати миллионные сборы. В 2013 году "Криминальное чтиво" было признано фильмом имеющим культурное, историческое и эстетическое значение и внесено в Национальный реестр фильмов США.