В любых рассказах про фильм "Место встречи изменить нельзя" в комментариях всегда заходит спор на тему "подходит ли Владимир Конкин на роль Шарапова". Одни говорят, что Шарапов Конкина слишком интеллигентен и мягок для командира разведроты. Другие не соглашаются, отвечают, что таких чистых комсомольцев среди фронтовиков было немало
Именно с неё должен был начаться фильм
А вот фотографии со съёмокСцена, правда, не та, что на эскизе, а последующая. Этот эпизод с захватом в плен языка снимался, на сколько я могу судить по снимкам, достаточно близко к книжному.
"Левченко полз впереди, он неслышно, по-змеиному извиваясь, продвигался вперед на три-четыре метра и замирал; мы слушали, и в этой фронтовой тишине, вспоротой только недалеким пулеметным татаканием и чавканьем осветительных ракет, не было ни одного живого голоса, и я думал о том, как сейчас невыносимо страшно оставшемуся на береговом урезе Сашке Коробкову, потому что на войне страх удесятеряет свои силы против одного человека. И мы были заняты, а он должен был просто ждать, зная, что, если раздадутся выстрелы, мы уже убиты. А он еще жив..."
Вот только в книге он был не в начале, а где-то ближе к середине, как то ли сон, то ли воспоминания Шарапова ночью, когда Фокс нарвался на засаду в Марьиной роще
Пленного языка, кстати, в фильме играл старший сын Марины Влади Пьер Оссейн. Вот как он вспоминал об этих съёмках: "Я снялся в фильме случайно. Много раз был с мамой на съемках - мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: "Надо сняться". Я ответил: "Есть!" На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку - и в бой"
А вот Виктор Павлов снимался в этой сцене, где дубль за дублем надо было лезть в холодную воду, после воспаления лёгких, он только вышел из больницы
Когда закончились съемки, Конкин увидел на спине у Павлова следы от банок
Но в фильм вся эта сцена не вошла. Почему? На это есть две версии. По одной - фронтовое прошлое убрал Говорухин при монтаже, так как решил, что это портит интригу в последней серии, когда в банде Шарапов встречает однополчанина. По другой - режиссёру нужно было жертвовать многими сценами, в том числе и этой, и постельной сценой Шарапова и Вари (о ней я уже писал, кому интересно, можете почитать здесь), так как на Гостелерадио потребовали сократить фильм до пяти серий, а Говорухин снял семь. В итоге при перемонтаже вырезали 2 часа отснятого материала.
После монтажа все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они, к величайшему нашему сожалению, благополучно потерялись. А жаль! Возможно, если бы зритель увидел снятое фронтовое прошлое Шарапова, отношение к Конкину в этой роли было бы другим. Не у всех, но всё же...