Необязательно быть искусствоведом, чтобы знать эти полотна - большинство из них вы так или иначе где-то видели. Но, возможно, вам будет интересно почитать о том, что подтолкнуло авторов к их созданию.
1. "Большая волна в Канагаве", Кацусика Хокусай, 1829-32 гг.
Композиция гравюры состоит из трех основных элементов: штормовых волн, трех лодок и горы. Гора со снежной вершиной - это священная гора Фудзи, японский символ национальной идентичности, а также символ красоты. Высокая волна, которая будто обрамляет Фудзи, показывает трепет художника и его страх перед непредсказуемым морем.
2. "Звездная ночь", Винсент Ван Гог, 1889 г.
Из-за психического расстройства, результатом которого стало отрезанное самому себе ухо, Ван Гог в 1889 году добровольно отправился в сумасшедший дом - лечебницу Saint-Paul-de-Mausole. Это был один из самых плодотворных периодов для художника, когда он написал несколько работ, которыми все восторгаются до сих пор, - в том числе "Звездную ночь", "Ирисы" и голубой автопортрет. На картине "Звездная ночь" - вид из окна его палаты в лечебнице незадолго до восхода солнца (идиллический деревенский пейзаж добавлен самим художником).
3. "Крик", Эдвард Мунк, 1893 г.
Это случилось, когда Мунк вышел на прогулку вечером и увидел, как закатное солнце окрасило облака в кроваво-красный цвет. По его словам, в этот момент он почувствовал "бесконечный крик, проходящий сквозь природу". По одному из предположений, неестественно оранжевое небо было результатом извержения вулкана неподалеку. Есть также объяснение и крайне эмоциональному состоянию художника в то время: его сестра незадолго до этого была отправлена в сумасшедший дом. Мунк создал четыре варианта картины красками и пастелью, а также литографский камень, с помощью которого были сделаны гравюры (несколько экземпляров сохранились до наших дней).
4. "Странник над морем тумана", Каспар Давид Фридрих, 1818 г.
"Der Wanderer über dem Nebelmeer" ("Странник над морем тумана") - картина, полностью отвечающая романтическому стилю Фридриха, метафорическое представление размышлений человека о своем месте в этом мире и о неизвестном будущем, которое ждет его где-то за горами и туманами. "Художник должен рисовать не только то, что находится прямо перед ним, но и то, что он видит внутри себя", - говорил автор.
5. "Плот "Медузы"", Теодор Жерико, 1819 г.
Картина изображает последствия крушения французского военно-морского фрегата "Медуза" в июле 1816 года. По крайней мере 147 человек были спущены на воду на спешно построенном плоту; они ожидали спасения 13 дней. Выжили лишь 15 человек. Люди страдали от обезвоживания и голода до такой степени, что начали поедать своих товарищей. Событие стало международным скандалом, отчасти из-за предполагаемой некомпетентности капитана "Медузы".
6. "Друг в беде" из серии "Собаки, играющие в покер", Кассиус Маркеллус Кулидж, 1903 г.
"Друг в беде" ("A Friend In Need") - самая популярная картина из серии. Эта серия была первоначально заказана компанией Brown&Bigelow для рекламы сигар. На всех восемнадцати картинах изображены антропоморфные собаки, причем на одиннадцати картинах они играют в карты. Хотя картины Кулиджа никогда не считались критиками подлинным искусством, с тех пор они стали культовыми, и первая из них, "Игра в покер", недавно была продана на аукционе Sotheby's за 658 000 долларов.
7. "Сусанна и старцы", Артемизия Джентилески, 1610 г.
Сусанна и старцы - популярный сюжет из Книги пророка Даниила, связанный с Сусанной, еврейкой из Вавилона. Двое уважаемых старейшин подглядывают за молодой женщиной, которая купается обнаженной в своем саду, а потом требуют от нее сексуальных услуг. После отказа старцы пытаются разрушить ее репутацию и обвиняют в прелюбодеянии, но женщине помогает пророк Даниил. Он предлагает допросить старцев по отдельности. Их истории не совпадают друг с другом - и таким образом имя Сусанны удается очистить, а лжесвидетелей - наказать.
8. "Сборщицы колосьев", Жан-Франсуа Милле, 1857 г.
Картина с изображением трех крестьянок, подбирающих колоски на сжатом поле, известна тем, что в ней сочувственно представлены низшие слои общества. Когда Милле в 1857 году обнародовал это произведение, оно сразу же вызвало негативную критику со стороны высших классов. Франция недавно вышла из революции 1848 года, и высший класс рассматривал эту картину как напоминание о том, что французское общество построено на эксплуатации трудящихся масс. В то время рабочий класс превосходил численностью высший класс, и существовали опасения, что картина может подтолкнуть низы к восстанию. Поскольку революция была все еще свежа в памяти, картину приняли очень плохо.
9. "Клиника Гросса", Томас Икинс, 1875 г.
На картине изображена медицинская операция в анатомическом театре, свидетелем которой являлся Икинс. Уникальность события состояла в том, что доктор Сэмюэл Гросс лечил молодого человека от инфекции бедренной кости с помощью консервативной операции, а не ампутации (стандартной для того времени). Толпа докторов окружает пациента, а остальные присутствующие делают записи. Слева от доктора Гросса сидит женщина, мать пациента, от страха закрывшая лицо руками. Картина занимает важное место в истории медицины, потому что славит хирургию как целительную профессию, а также показывает, как выглядел анатомический театр в девятнадцатом веке.
10. "Бурлаки на Волге", Илья Репин, 1873 г.
Картина осуждает тех, кто получает прибыль от бесчеловечной эксплуатации и рабского труда. Несмотря на то, что бурлаки показаны стоиками, которые почти принимают свою судьбу, выглядят они побежденными (выделяется только молодой парень, который еще не согнулся и стоит прямо). Репин задумал эту картину во время своих путешествий по Волге и на ней изображены реальные люди, которых он как-то повстречал. Работа привлекла большое внимание и положила начало его карьере.
11. "Едоки картофеля", Винсент Ван Гог, 1885 г.
Ван Гог хотел изобразить крестьян такими, какие они есть на самом деле, и сознательно выбрал моделей, которые выглядели грубо и неэстетично. Он хотел показать высшим классам общества, что существует совершенно другой образ жизни. В одном из писем своей сестре художник заявил, что "Едоки картофеля" - самая успешная его картина.
12. Stag at Sharkey's ("Ставьте у Шарки!"), Джордж Уэсли Беллоуз, 1909 г.
На картине изображены два боксера, сражающиеся в частном спортивном клубе, который находился прямо напротив студии Беллоуза. Обычно в боях участвовали члены клуба, но иногда временное членство и разрешение на бой давалось и посторонним, пришлым бойцам (их называли stags). Картина относится к движению Ашканской школы, изображавшей повседневную жизнь Нью-Йорка в начале 20 века, обычно жизнь бедных кварталов. Беллоуз использовал быстрые мазки, чтобы создать ощущение размытости и движения. У зрителя создается ощущение, что он стоит в толпе у ринга и наблюдает за ходом поединка.
13. "Шулера", Караваджо, 1594 г.
Здесь мы видим игроков в "примеро" (предшественник покера): двух мошенников и одного ничего не подозревающего юношу. Один из шулеров подсматривает в карты и делает знак своему сообщнику, а тот достает припрятанные карты. Караваджо рассматривал эту вещь не просто как карикатуру на порок, а как новаторский способ передачи человеческих эмоций через жесты и взгляд.
14. "Уотсон и акула", Джон Синглтон Копли, 1778 г.
На картине изображено реальное событие - спасение юноши от акулы в Гаване (Куба) в 1749 году. Брук Уотсон, 14-летний юнга Британского королевского флота, потерял ногу при нападении акулы и был спасен только с третьей попытки (которая здесь и показана).
15. "Мне нравится цвет", Шери Самба, 2003 г.
Это автопортрет конголезского художника Шери Самбы, на котором его голова изображена в виде спирали на фоне ярко-голубого неба. Между зубами он держит кисть, с которой капает краска (причем разного цвета). Самба приравнивает цвет к жизни. "Всё есть цвет", - говорит он. Спираль, по его замыслу, показывает, как мы должны распутаться, чтобы увидеть цвет и в нашей жизни.
16. "Сатурн, пожирающий своего сына", Франсиско Гойя, 1823 г.
В основе картины лежит древнегреческий миф о титане Кроносе (Сатурном он стал уже у древних римлян), который поедал своих детей при рождении из опасения, что они вырастут и свергнут его. Работа является одной из 14 Черный Картин, которые Гойя нарисовал прямо на стенах своего дома.
17. "Сад земных наслаждений", Иероним Босх, 1490-1510 гг.
О жизни и воззрениях Босха известно не так уж много, но запутанность его символики, особенно на центральной панели этого триптиха, привела к огромному числу научных интерпретаций. Историки искусства 20 века разделились в своих мнениях о том, что из себя представляет центральная панель триптиха - моральное предупреждение или панораму потерянного рая. Некоторые исследователи даже говорят об эротическом расстройстве, которое превращает нас всех в вуайеристов.
18. "Композиция VIII", Василий Кандинский, 1923 г.
Кандинский был очарован цветом с раннего возраста, считая, что он обладает трансцендентными свойствами. Художник хотел исследовать взаимосвязь между звуком и цветом так же, как музыкант сочиняет песню. Использование кругов, сеток, прямоугольников, полукругов, треугольников и других геометрических фигур в художественных работах согласуется с верой художника в их мистические свойства, а цвет должен усиливать эмоциональное воздействие.
19. "Купальня", Жан-Леон Жером, 1885 г.
Темнокожая рабыня помогает совершать омовение своей белокожей госпоже. Цвет кожи показывает иерархию. Обнаженная европейка в центре композиции, а ее служанка всем своим видом выражает покорность. Поскольку художник никак не мог писать эту картину с натуры, можно предположить, что это его собственные фантазии, но основанные на реальности того времени.
20. "Святой Георгий с драконом", Паоло Уччелло, 1470 г.
Картина демонстрирует готические тенденции в искусстве Паоло Уччелло. Тут показана сцена из известной истории, в которой св. Георгий угрожает чудовищу копьем, а принцесса использует поводок, чтобы доставить дракона в город. Вмешательство высшего божества обозначено грозовым облаком справа от св. Георгия.