Виктор Цой - безусловно, один из культовейших советских музыкантов. Причём его культовость - вполне измеряемое понятие. Большинство людей, знающих о Цое, не слышало ни одной песни "Кино", кроме двух-трёх мегахитов, исполняемых на каждой лавочке в пьяных и заспанных районах.
Нетрудно догадаться, чем ленинградский кореец заслужил такую славу. Он и при жизни был востребован, а трагическая гибель создала Цою вечную ауру российского Кобейна. Но ненавистников Виктор оставил после себя не меньше, чем фанатов. И сегодня мы разберемся, за что же так не любят Цоя и группу "Кино".
После смерти Цой стал неприкасаемымТрадиции русской смерти работают всегда одинаково - те же люди, которые при жизни считали покойного эталоном дурновкусия, мгновенно начинают осознавать, переосмыслять и писать о том, какого великого человека мы все потеряли. Тот же Эдичка Лимонов, давно воспринимаемый в качестве сошедшего с ума старика, умер великим русским писателем. С Цоем вышло не вполне так, но близко.
Миф об Икарусе, подлетевшем слишком близко к звезде по имени Солнце, превратил музыканта чуть ли не в святого. "Стеной Цоя" становилась каждая стена, исписанная любимой представителями говнарского движения идиомой "Цой жив".
И ладно ещё те, кто реально в хлам заслушивал дискографию "Кино". Но большинство адептов редко заходило дальше "Кукушки". Естественно, такое лицемерие не может не раздражать. Но сказать ничего нельзя - оскорбляешь легенду.
Помните, как Юра Хованский воевал с фанатами Цоя? Я не уверен на сто процентов, но мне кажется, что им двигала как раз похожая мотивация. Спровоцировать лицемерную аудиторию, осквернив святыню - один из старейших приёмов в комедии.
Люди, ненавидящие Цоя в этом смысле, говорят не о нём, как о человеке, а о надоевшем культурном конструкте. Просто есть такое понятие "Виктор Цой", которое некие люди беспочвенно призывают уважать. Но это - только один аспект этой нелюбви.
ПлагиатКак и всякая позднесоветская/постсоветская рок-группа, "Кино" сильно вдохновлялась западными гигантами. Иногда настолько сильно, что сейчас это смотрится действительно стыдно. Но нужно отдать должное Цою и Каспаряну - они воровали в нескольких местах сразу.
Если "Агата Кристи" была чистой калькой на The Cure, а в "Арии" сложно не узнать очень плохую версию Iron Maiden, то "Кино" гораздо хитрее. У легенд пост-панка The Cure и The Smiths парни брали примерно поровну - в зависимости от настроения. Первые шли в ход, когда писался готический мрачняк, а вторые в периоды жизнеутверждающей иронии.
Иногда у "Кино" даже таинственным образом совпадали темы. "Когда твоя девушка больна" и Girlfriend In A Coma, конечно, не одна и та же песня, но это вряд ли совпадение. Тем более, когда "Это не любовь" вчистую копирует хит The Smiths под названием Reel Around The Fountain.
Что бы ни говорили фанаты Виктора Цоя, но плагиат в творчестве "Кино" - такой же медицинский факт, как и то, что воровать - нехорошо. И вся критика в этом направлении абсолютно оправдана.
Другое дело, что на тогдашней советской сцене адаптировали западную музыку практически все - это называется "Я тоже так хочу". Если бы братьям Самойловым не привезли пластинку Disintegration, то "Агата Кристи" так и играла бы ультрапомойный арт-рок про гномов-каннибалов. А коллективы, которых ни разу не ловили на копировании, скорее приятное исключение.
Почему же тогда столько претензий летит именно в сторону Цоя? Во-первых, из-за священного статуса из предыдущего пункта. Во-вторых, копировать можно по-разному. Адаптировать стиль под советские реалии - не стыдно. Копировать и музыку, и темы - ужасно стыдно.
Значимость "Кино" сильно переоцененаВообще, влияние и наследие - очень сложный вопрос. Если взять голые цифры концертов, трибьютов и упоминаний, то Виктор Робертович Цой и "Кино" втопчут в грязь все позднесоветские рок-группы так быстро, что не успеют вспотеть. Даже Егор Летов не в состоянии конкурировать с Цоем по узнаваемости.
Но, говоря об этом, мы касаемся исключительно популярности. На деле же в кругу знатоков "Кино" ценили значительно меньше, чем других представителей ленинградского рок-клуба - причём даже таких топорных, как "Алиса" и ДДТ. А на фоне "Аквариума" "Кино" и вовсе выглядело, как несмешной анекдот.
Цой однозначно повлиял на гигантское количество малообразованных любителей рока, но его влияние на российскую музыкальную сцену ничтожно. Маленький плевок под ногами БГ и Летова. И это при в разы большей популярности.
"Кино" была стадионной рок-группой своего времени. Самым попсовым выбором в жанре. Человеку, испачкавшему стену надписью "Цой жив!" это, конечно, не объяснишь. Он либо дойдёт до этой мысли самостоятельно, либо так и останется с "Группой крови" в ушах. Кстати, об этом.
"Кукушка" и остальной кошмарЧувствую, как ваши ладони начали превращаться в кулаки. Виктор Цой несёт ответственность за одни из самых чудовищных дворово-переходных хитов. Уличные музыканты, не осознающие собственного грехопадения, бесстыдно играют "Кукушку", "Группу крови", "Пачку сигарет" и "Звезду по имени Солнце".
Проблема этих песен в том, что они плохи даже по меркам группы "Кино". Но эй, бомж с расстроенной гитарой просто не в состоянии сыграть тревожную чернуху вроде "Транквилизатора".
Да, как правило, самые популярные песни группы - как раз самые отстойные. Radiohead и Creep, Nirvana и Smells Like Teen Spirit, Blur и Song 2. Винить в этом стоит не столько исполнителей, сколько ужасный вкус их фанатов. Но частенько шутки про "Икарус" рождает как раз лютая ненависть к условной "Кукушке".
К сожалению, каждая из этих песен переживёт последнего человека, дослушавшего дискографию "Кино" до конца. А Виктора Цоя будут вечно винить за то, что он завещал нам пить гадкий рассол от огурцов, посаженных на сами знаете каком поле.
И это вполне справедливо. Так выглядит расплата за популярность и доступность, породившие орды ПТУшников с гитарами. Всё это, от вторичности до статуса "священной коровы", и составляет образ Цоя, каким он останется в истории. Полулегендарная личность, канонизированная неприятными людьми.
Худшая часть наследия Виктора выживет даже в условиях, когда жанр русского рока окончательно умрёт где-нибудь на заброшенной стройке. Конечно, если это уже не произошло. Видимо, в этом и есть его феномен.