Вызывающие глубокий эмоциональный отклик картины заставляют подозревать, что у автора было что-то очень личное в этой теме, и шедевр стал итогом его огромных переживаний.
Смотреть все фото в галерее
Хотя там, где затронуты острые социальные вопросы, всегда есть место для расчета и, как сейчас любят говорить - хайпа.
Вот, например, картина Василия Пукирева "Неравный брак".
Она в свое время наделала немало шума и, говорят, вынудила не одного великовозрастного жениха взглянуть на себя со стороны и отказаться от намерения жениться на молоденькой.
Со слов Гиляровского известно, что в качестве шафера, стоящего за спиной невесты, автор изобразил себя самого - это действительно так, поскольку есть другие автопортреты художника, подтверждающие идентичность.
Стиль картины совершенно недвусмысленно объединяет молодую невесту и молодого шафера в отдельную от остальных персонажей группу - и по яркости красок (а все остальное будто припыленное), и по возрасту, и по несчастному выражению лиц.
Конечно, это породило очевидную версию - художник писал эту картину в печали от разрыва с невестой, которая предпочла ему (а скорее предпочли ее родители) более знатного и состоятельного, пусть и старого жениха. Потому невеста почти в слезах, а шафер с выражением горя и возмущения на лице.
Слева - фрагмент картины Василия Пукирева "В мастерской художника" (1865 год), где в качестве художника он изобразил себя самого. Справа - он же на картине "Неравный брак" (1862 год).
Однако, есть альтернативная версия, свидетельством которой - воспоминания брата близкого друга художника, Сергея Варенцова. Согласно этим воспоминаниям, картина была написана под впечатлением от личной неудачи Сергея, его дама сердца не просто предпочла другого, а еще и мужчину намного старше ее (правда, вовсе не с такой разницей, как изображено на полоне, всего в тринадцать лет).
Но для двадцатипятилетнего друга художника его более удачливый тридцативосьмилетний соперник, не исключено, всерьез казался пенсионером. Поэтому, якобы, Пукирев его таким и изобразил - стариком, укравшим у молодого парня возлюбленную.
Но, думаю, обе эти версии верны лишь отчасти. Судя по оставшимся эскизам, работа над картиной велась длительное время, менялись персонажи и прототипы, так что, вероятнее всего, художник позаимствовал у друга сюжет, а вот над приданием ему большей глубины (прямо сказать -хайповости), автор потрудился всерьез.
Слева - эскиз к картине, где в качестве шафера изображен Сергей Варенцов, справа - фотоснимок несохранившегося портрета Варенцова работы Василия Пукирева.
Вот какие известны факты.
Во-первых, был предварительный полноценный эскиз, композиционно уже почти совсем совпадающий с картиной, где в роли шафера действительно написан друг Пукирева Сергей Варенцов (сохранился фотоснимок портрета Сергея, можно сравнить).
Брат Сергея выдвинул предположение, что на окончательной версии тоже был нарисован Варенцов, но из-за того, что художник написал свою картину втайне от друга и не согласовал с ним узнаваемость, получился скандал и ссора. Поэтому автор пририсовал прямо поверх лица друга бороду, чтобы убрать сходство.
Но это явно несостоятельная версия, потому что все же черты лица шаферов на эскизе и на картине разные, и дело вовсе не в одной бороде - оба узнаваемы, это Варенцов на эскизе и сам Пукирев на картине. Так что художник осознанно переменил персонажа в окончательном варианте, сразу написав там себя.
Это подтверждается и тем, что настоящий Сергей Варенцов как раз в год окончания полотна женился, то есть его личная жизнь не так уж пострадала, и неудача с прошлой невестой была забыта. Писать его узнаваемый портрет в такой ситуации было бы нешуточной подставой свежеженатому приятелю, конечно, Пукирев делать так не стал.
Карандашный портрет пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой - невесты с картины "Неравный брак"
Во-вторых, двадцать лет назад в Третьяковку попал рисунок, проливающий свет на судьбу девушки, изображенной в качестве невесты. Автор карандашного рисунка В. Д. Сухов, на портрете написано: "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне".
По чертам лица женщина и правда удивительно похожа на постаревшую невесту с картины, но как она оказалась в богадельне, пристанище для нищих одиноких стариков?
Это противоречит версии, что Прасковья Варенцова (она не родственница друга художника, а однофамилица) выходила замуж за богатого, бросив бедного художника. Да и не так уж он был и беден в то время, когда писалась картина - хоть Пукирев и совершенно простого крестьянского происхождения, к своим тридцати он уже считался неплохим портретистом и имел заказы. А появление "Неравного брака" и вовсе сделало его на некоторое время богачом, так что он даже путешествовал за границей.
Получается, бросать влюбленного и не нищего художника небогатой девушке Прасковье было бы ни к чему, тем более никакого состоятельного жениха у нее в действительности не случилось.
К тому же, хотя Пукирев никогда не женился, известно, что у него много лет была сожительница, по имени Софья, одиноким и несчастным Василий Владимирович не был.
Эскиз к картине "Неравный брак", голова старика
В-третьих, художник слишком уж тщательно подбирал типажи и для старого жениха, и для юной невесты, явно стараясь усилить диссонанс и желая обострить освещаемую социальную проблему. Жениха Пукирев рисовал с трех персонажей, у одного он взял надменно-снисходительное выражение лица, у другого - старческую позу и посадку головы, а карикатурный хохолок седых волос на голове подсмотрел у знакомого повара.
А невеста, совершенно такая же, как в "Неравном браке" потом появилась на еще одном полотне, "Двоеженец": похоже, Пукирев новой картиной не прочь был бы повторить заход на еще одну острую тему. Совпадают даже мелочи в наряде невесты, например, браслет на левой руке, причем, вторая картина была написала через пятнадцать лет после "Неравного брака".
Слева фрагмент картины "Прерванное венчание (Двоеженец)" (1877 год), справа - невеста с картины "Неравный брак" (1862 год). Вообще говоря, за пятнадцать лет уже и мода на форму кринолина поменялась, но художник почему-то не стал искать новую натуру, а написал совершенно прежнюю невесту.
Не верится, что трагедия брошенного возлюбленного была остра так долго - все время, пока Пукирев работал над "Неравным браком", а тем более через полтора десятка лет. Скорее, художник выбрал оптимальный для своей задачи типаж невесты - юной, нарядной, вызывающей жалость и сочувствие, и пытался возвращаться к нему и после.
Думаю, дело было так - идея картины пришла Василию Пукиреву, когда его друг жаловался на "старого жениха", которого ему предпочли. Пукирев понял, что эту историю можно очень выигрышно и ярко обыграть, долго работал над композицией и персонажами, поместив среди них своих знакомых (крайний слева, например, мастер, обещавший сделать шикарную раму для картины).
Когда выяснилось, что лицо прототипа нельзя использовать для картины, художник решил изобразить в качестве одного из героев себя самого - он не раз помещал автопортрет в жанровые работы, даже в том же "Двоеженце" жених снова очень уж напоминает самого автора. А когда очарованные картиной зрители начали строить догадки - не стал их разоблачать, ведь шум вокруг картины был художнику на руку.
"Невесты-призраки" - загадочные персонажи, которых вообще не должно быть на церковной церемонии. Мужчина слева с усами - портрет краснодеревщика, который пообещал невероятную раму для картины, и за это попал на полотно.
В картине, кстати, есть занятные детали, которые тоже дают простор для фантазии - например, зловещего вида старуха в странном светлом наряде, едва виднеющаяся позади жениха. Сама почти как невеста, даже на голове убор, похожий на флердоранж - многие увидели в ней саму смерть в саване, то ли более подходящую "невесту" для старого жениха, то ли предзнаменование печальной семейной жизни молодой невесты.
А за спиной священника некоторые разглядели еще одну "призрачную" невесту. В общем, художник постарался на славу и загадал загадок на век вперед.
Друзья, как по вашему, что такое "неравный" по возрасту брак? Хотя там, где затронуты острые социальные вопросы, всегда есть место для расчета и, как сейчас любят говорить - хайпа.
Вот, например, картина Василия Пукирева "Неравный брак".
Она в свое время наделала немало шума и, говорят, вынудила не одного великовозрастного жениха взглянуть на себя со стороны и отказаться от намерения жениться на молоденькой.
Со слов Гиляровского известно, что в качестве шафера, стоящего за спиной невесты, автор изобразил себя самого - это действительно так, поскольку есть другие автопортреты художника, подтверждающие идентичность.
Стиль картины совершенно недвусмысленно объединяет молодую невесту и молодого шафера в отдельную от остальных персонажей группу - и по яркости красок (а все остальное будто припыленное), и по возрасту, и по несчастному выражению лиц.
Конечно, это породило очевидную версию - художник писал эту картину в печали от разрыва с невестой, которая предпочла ему (а скорее предпочли ее родители) более знатного и состоятельного, пусть и старого жениха. Потому невеста почти в слезах, а шафер с выражением горя и возмущения на лице.
Слева - фрагмент картины Василия Пукирева "В мастерской художника" (1865 год), где в качестве художника он изобразил себя самого. Справа - он же на картине "Неравный брак" (1862 год).
Однако, есть альтернативная версия, свидетельством которой - воспоминания брата близкого друга художника, Сергея Варенцова. Согласно этим воспоминаниям, картина была написана под впечатлением от личной неудачи Сергея, его дама сердца не просто предпочла другого, а еще и мужчину намного старше ее (правда, вовсе не с такой разницей, как изображено на полоне, всего в тринадцать лет).
Но для двадцатипятилетнего друга художника его более удачливый тридцативосьмилетний соперник, не исключено, всерьез казался пенсионером. Поэтому, якобы, Пукирев его таким и изобразил - стариком, укравшим у молодого парня возлюбленную.
Но, думаю, обе эти версии верны лишь отчасти. Судя по оставшимся эскизам, работа над картиной велась длительное время, менялись персонажи и прототипы, так что, вероятнее всего, художник позаимствовал у друга сюжет, а вот над приданием ему большей глубины (прямо сказать -хайповости), автор потрудился всерьез.
Слева - эскиз к картине, где в качестве шафера изображен Сергей Варенцов, справа - фотоснимок несохранившегося портрета Варенцова работы Василия Пукирева.
Вот какие известны факты.
Во-первых, был предварительный полноценный эскиз, композиционно уже почти совсем совпадающий с картиной, где в роли шафера действительно написан друг Пукирева Сергей Варенцов (сохранился фотоснимок портрета Сергея, можно сравнить).
Брат Сергея выдвинул предположение, что на окончательной версии тоже был нарисован Варенцов, но из-за того, что художник написал свою картину втайне от друга и не согласовал с ним узнаваемость, получился скандал и ссора. Поэтому автор пририсовал прямо поверх лица друга бороду, чтобы убрать сходство.
Но это явно несостоятельная версия, потому что все же черты лица шаферов на эскизе и на картине разные, и дело вовсе не в одной бороде - оба узнаваемы, это Варенцов на эскизе и сам Пукирев на картине. Так что художник осознанно переменил персонажа в окончательном варианте, сразу написав там себя.
Это подтверждается и тем, что настоящий Сергей Варенцов как раз в год окончания полотна женился, то есть его личная жизнь не так уж пострадала, и неудача с прошлой невестой была забыта. Писать его узнаваемый портрет в такой ситуации было бы нешуточной подставой свежеженатому приятелю, конечно, Пукирев делать так не стал.
Карандашный портрет пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой - невесты с картины "Неравный брак"
Во-вторых, двадцать лет назад в Третьяковку попал рисунок, проливающий свет на судьбу девушки, изображенной в качестве невесты. Автор карандашного рисунка В. Д. Сухов, на портрете написано: "Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне".
По чертам лица женщина и правда удивительно похожа на постаревшую невесту с картины, но как она оказалась в богадельне, пристанище для нищих одиноких стариков?
Это противоречит версии, что Прасковья Варенцова (она не родственница друга художника, а однофамилица) выходила замуж за богатого, бросив бедного художника. Да и не так уж он был и беден в то время, когда писалась картина - хоть Пукирев и совершенно простого крестьянского происхождения, к своим тридцати он уже считался неплохим портретистом и имел заказы. А появление "Неравного брака" и вовсе сделало его на некоторое время богачом, так что он даже путешествовал за границей.
Получается, бросать влюбленного и не нищего художника небогатой девушке Прасковье было бы ни к чему, тем более никакого состоятельного жениха у нее в действительности не случилось.
К тому же, хотя Пукирев никогда не женился, известно, что у него много лет была сожительница, по имени Софья, одиноким и несчастным Василий Владимирович не был.
Эскиз к картине "Неравный брак", голова старика
В-третьих, художник слишком уж тщательно подбирал типажи и для старого жениха, и для юной невесты, явно стараясь усилить диссонанс и желая обострить освещаемую социальную проблему. Жениха Пукирев рисовал с трех персонажей, у одного он взял надменно-снисходительное выражение лица, у другого - старческую позу и посадку головы, а карикатурный хохолок седых волос на голове подсмотрел у знакомого повара.
А невеста, совершенно такая же, как в "Неравном браке" потом появилась на еще одном полотне, "Двоеженец": похоже, Пукирев новой картиной не прочь был бы повторить заход на еще одну острую тему. Совпадают даже мелочи в наряде невесты, например, браслет на левой руке, причем, вторая картина была написала через пятнадцать лет после "Неравного брака".
Слева фрагмент картины "Прерванное венчание (Двоеженец)" (1877 год), справа - невеста с картины "Неравный брак" (1862 год). Вообще говоря, за пятнадцать лет уже и мода на форму кринолина поменялась, но художник почему-то не стал искать новую натуру, а написал совершенно прежнюю невесту.
Не верится, что трагедия брошенного возлюбленного была остра так долго - все время, пока Пукирев работал над "Неравным браком", а тем более через полтора десятка лет. Скорее, художник выбрал оптимальный для своей задачи типаж невесты - юной, нарядной, вызывающей жалость и сочувствие, и пытался возвращаться к нему и после.
Думаю, дело было так - идея картины пришла Василию Пукиреву, когда его друг жаловался на "старого жениха", которого ему предпочли. Пукирев понял, что эту историю можно очень выигрышно и ярко обыграть, долго работал над композицией и персонажами, поместив среди них своих знакомых (крайний слева, например, мастер, обещавший сделать шикарную раму для картины).
Когда выяснилось, что лицо прототипа нельзя использовать для картины, художник решил изобразить в качестве одного из героев себя самого - он не раз помещал автопортрет в жанровые работы, даже в том же "Двоеженце" жених снова очень уж напоминает самого автора. А когда очарованные картиной зрители начали строить догадки - не стал их разоблачать, ведь шум вокруг картины был художнику на руку.
"Невесты-призраки" - загадочные персонажи, которых вообще не должно быть на церковной церемонии. Мужчина слева с усами - портрет краснодеревщика, который пообещал невероятную раму для картины, и за это попал на полотно.
В картине, кстати, есть занятные детали, которые тоже дают простор для фантазии - например, зловещего вида старуха в странном светлом наряде, едва виднеющаяся позади жениха. Сама почти как невеста, даже на голове убор, похожий на флердоранж - многие увидели в ней саму смерть в саване, то ли более подходящую "невесту" для старого жениха, то ли предзнаменование печальной семейной жизни молодой невесты.
А за спиной священника некоторые разглядели еще одну "призрачную" невесту. В общем, художник постарался на славу и загадал загадок на век вперед.
Друзья, как по вашему, что такое "неравный" по возрасту брак?