Давненько это было - лет пять тому назад. Прошу заметить - история абсолютно правдивая.
Томск - город студенческий. Примерно каждый пятый житель города - студент, а в студенческом Кировском районе студентом является чуть ли не каждый второй житель. Летом город вымирает - машин становится в два раза меньше обычного, исчезают толпы народа, дворники маются от безделья, а бомжи целыми днями бродят по улицам в надежде найти мифическую бутылку из-под пива - без студентов бутылки пива на улицах города не валяются.
Провинциальная паутина срывается с города 25-26 августа. Неожиданно на улицах сонного сити появляются машины без глушителей, мотоциклы, пешеходы, бутылки из-под пива. Газоны старательно уминаются, клещи энцефалитные тщательно собираются (местные-то по газонам не ходят, знают, что в траве живут заражённые смертельной болезнью клещи), маршрутки забиваются молодыми опухшими лицами и город преображается. Из общежитских окон вырывается модный музон, причём колонки, как правило, не помещаются в общежитских комнатах, так что музыку слушает весь квартал.
Нашествие студентов - это праздник для всякого торгового люда, продажи зашкаливают. Для всего остального населения города впору объявлять чрезвычайную ситуацию. Студенты в своих аулах за лето начисто забывают не только всё изученное в школе или на предыдущих курсах, но и правила дорожного движения, правила поведения человека в социуме и правило буравчика.
Студенты выдыхают перегар, и, тем самым, вдыхают жизнь в провинциальный Томск. Город наполнен девочками, одетыми в вызывающее мини, и покрытыми гусиной кожей от холода, и мальчиками, ошибающимися маршрутом и долго допрашивающими "томских аборигенов", как доехать до общежития.
Ошалевшие от этого студенческого нереста "аборигены" ездят на личных авто медленно-медленно - вдруг выскочит на дорогу какой-нибудь радостный студент? Да и по тротуарам лучше всего передвигаться, хорошенько осматриваясь - вдруг на велосипеде едет студент со скоростью близкой к мировым рекордам на треке.
Однажды, в середине нулевых годов в один из томских вузов поступила очаровательная девушка - маленькая, хорошенькая, с выразительными карими глазами и детскими ручками. Звали эту девушку (впрочем, почему "звали"? До сих пор зовут!) Женечкой. Женечку природа создала для радости и наслаждений, и вот, на радость родителям, Женечка получила гордое звание "студент". Но Женечка и учёба сочетались очень плохо. Действительно, какое может быть наслаждение от учёбы, тем более от изучения всяких там русловых процессов и расчётов расхода воды в ручьях? Да-да, вы не ослышались! Женечка для своего жизненного пути выбрала романтичную профессию гидролога.
На первом курсе, как водится, студенты изучают всякие общие предметы, которые формируют понятийный аппарат и позволяют в дальнейшем понимать, о чём говорит преподаватель у доски. Но общие предметы для Женечки оказались весьма не простыми. Она быстро усвоила, что практические задания выполнять долго и скучно, и гораздо проще обратиться за помощью к ребятам из группы, похлопать длинными ресницами, сказать, что она совсем не такая умная, как сидящий рядом с ней Паша-Миша-Вова, и поэтому Паша-Миша-Вова просто обязан ей немножко помочь! Мальчишки отказать такой даме не могли.
Сначала она осуществляла "эффект присутствия", то есть, отставив хорошенькую попку в коротких шортиках, наваливалась на стол рядом с одногруппником. Одногруппник, стараясь не смотреть на Женечку, пытался ей что-то объяснить в практической, но быстро понимал, что гораздо проще сделать всё самому, чем что-то объяснить Женечке. Когда он окончательно погружался в работу, Женечка отходила от стола и занималась более позитивными вещами - например, болтала с подружками, или общалась с друзьями в Интернете, или вообще уходила в ночной клуб танцевать.
В общем, к сессии в Женечкиной голове не появилось ни одной новой извилины. Тут-то и начались некоторые проблемы. Конечно, на каких-то зачётах, Женечка умудрялась списать. Но вот на экзаменах списывать стало сложнее. Никак не давался Женечке экзамен по географии, поскольку он был устным, и преподаватель строго следила за студентами, отбирая всевозможные гаджеты и шпаргалки. В общем, с первого раза Женечка географию не осилила, как и примерно треть группы гидрологов, то есть, человек семь.
Женечка, конечно, расстроилась. Жаль, всё-таки, что географию ведёт молодая женщина! На такую ресницами не похлопаешь, ямочками на щёчках не уговоришь.
Пересдача по географии была назначена на конец января. Женечка попыталась даже почитать лекции по географии, но они у неё были такие скупые, что весь полугодовой курс уместился на четыре тетрадных листа, правда, в конце тетради примерно 15 листов ещё были заполнены квадратиками "Морского боя" и гаданиями "по облаку", но эти записи не могли ей помочь качественно подготовиться к допросу.
Хуже всего оказалась система приёма экзамена. На кафедру вызывались студенты по одному, и сразу подвергались допросу. Ни тебе списать, ни подслушать.
Женечка зашла одна из первых, рассчитывая, что это произведёт хорошее впечатление на преподавателя. Ей об этом замечательном психологическом приёме рассказывал отличник Вовка.
- Здравствуйте, Елена Сергеевна - пролепетала Женечка.
- Здравствуйте, Евгения, присаживайтесь.
Елена Сергеевна показала рукой на стул, стоящий прямо перед её столом. Женечка, заламывая ручки, присела.
- Тяните билет, - протянула Женечке веер билетов Елена Сергеевна.
Женечка дрожащей рукой вытянула билет.
- Не торопитесь, прочитайте внимательно вопросы. Вот Вам географический атлас, вот ваши практические работы в помощь, вот бумага. Можете начертить схему, если есть такая необходимость.
Женечка уставилась на первый вопрос, звучащий примерно так: "Солнечная система: гипотезы происхождения, строение, основные закономерности".
Из всего этого набора слов, Женечка уверенно могла идентифицировать прилагательное "солнечная" и, менее уверенно, существительное "происхождение". Елена Сергеевна не торопила. Оценив степень задумчивости Женечки, преподаватель предпочла отвлечься на какие-то свои дела - начала проверять практическую работу Александра из параллельной группы. После десяти минут молчания, практическая была полностью проверена, и Елена Сергеевна решилась нарушить таинственное безмолвие.
- Ну, как у нас дела? Все вопросы понятны? - участливо спросила она.
Женечка постеснялась сказать, что вообще ничего не понимает в этих вопросах. Елена Сергеевна любопытно заглянула в Женечкин билет.
- Какой хороший у Вас билет! - улыбнулась преподаватель, а про себя подумала, что Женечке очень везёт по жизни. Более лёгкого билета по географии не было.
- С какого вопроса хотите начать? Можно даже с третьего. Мне не важна последовательность.
- Нет, давайте с первого, - решилась Женечка. Там хотя бы слово "солнечная" было понятно.
- Хорошо. Я слушаю.
- "Солнечная система: гипотезы происхождения, строение, основные закономерности", - прочитала вопрос Женечка, заслужив удовлетворительный кивок преподавателя.
После этого повисла тишина. Женечка никак не могла придумать, что же ещё сказать.
- Так, хорошо, - через некоторое время сказала преподаватель, - Как образовалась Солнечная система?
- М-м-м, - протянула Женечка и возвела взгляд к потолку.
Видя её очевидное затруднение, Елена Сергеевна вздохнула и решила спросить что-нибудь попроще.
- Ладно, опустим это, тем более, учёные ещё сами не договорились о том, как же на самом деле Солнечная система возникла. Евгения, а что входит в Солнечную систему?
Женечка испуганно посмотрела на Елену Сергеевну. Откуда ей знать, что там в эту систему входит?
- Ну, давай, "Солнечная система"! Значит, система образована вокруг... вокруг чего?
Женечка решилась ответить:
- Значит, система образована вокруг...
И снова замолчала. Настырная Елена Сергеевна и после этого исчерпывающего ответа не отстала, стала грузить дополнительными вопросами:
- Вокруг Солнца, да?
- Вокруг Солнца, - машинально повторила Женечка.
- Верно, а что же вращается вокруг Солнца?
Женечка это откуда-то знала:
- Планеты.
- Правильно, - обрадовалась Елена Сергеевна, - планеты вращаются вокруг Солнца. Сколько их, кстати?
Женечка задумалась.
- Ладно, и это можно опустить, тем более, опять же, учёные всё время меняют эту цифру - ещё в прошлом году планет было девять, а сейчас только восемь. Решили, что Плутон не заслуживает звания планеты. Он и ещё пять подобных Плутону тел теперь называют малыми планетами, и они входят в число транснептуновых объектов.
Выдав эту замысловатую фразу, Елена Сергеевна задумчиво посмотрела на Женечку. Женечка увлечённо кивала, всем своим видом выражая согласие. "Именно это я и хотела сказать", читалось в её взгляде.
- Хорошо, Евгения. А Земля - это планета?
Женечка слегка сомневалась, но решила ответить утвердительно:
- Да.
- А у Земли есть естественные спутники?
- Да, есть, - кивнула головой Женечка. Словосочетание "спутники Земли" она где-то слышала. Возможно, по телевизору. Или в детском саду на праздновании Дня Космонавтики. Её, конечно, слегка пугало слово "естественные". Женечка слышала поговорку: "Что естественно, то не безобразно", но как-то раньше не задумывалась над семантикой слова "естественно".
- Правильно, - кивнула головой Елена Сергеевна и улыбнулась - как-никак, целых два правильных ответа от Женечки услышала!
Ей бы на этом и остановиться, но Елене Сергеевна зачем-то решила спросить:
- А сколько их?
Женечка решила понадеяться на интуицию. Интуиция говорила ей, что спутников у Земли три, так она и ответила:
- Три.
Елена Сергеевна на какое-то неуловимое мгновение выпучила глаза, но тут же кивнула и ободряюще улыбнулась:
- Так, какие?
Женечка решила, что интуиция - чудесная вещь, и ей и впредь можно доверять, так что она начала перечислять:
- Сатурн...
- Верно, - обрадовано кивнула Елена Сергеевна, - а второй спутник Земли?
- Солнце, - перечислила Женечка.
- Так. Ну, и третий?
Женечкина интуиция на этом выдохлась, и Женечка, виновато улыбнувшись, ответила:
- А третий я не помню, как называется...
- Евгения, это очень важно - вспомнить название третьего спутника Земли! Выйдите, пожалуйста, за дверь, и спросите его название у своих одногруппников. Мне кажется, Вам ещё немножко нужно подготовиться к экзамену.
- А мне сегодня можно к Вам ещё раз подойти?
- Если всё выучите - конечно, можно. Но я советую Вам хорошо подготовиться. Приходите лучше завтра или послезавтра. И не забудьте спросить у товарищей, как называется третий спутник Земли!
- Хорошо. Спасибо, до свидания, - прочирикала расстроенная Женечка.
- Передайте, что я минут пять не принимаю. Я приглашу следующего сама.
Женечка понятливо кивнула и выскочила за дверь.
Елена Сергеевна отошла к окну и сложилась пополам, закусив кулак, чтобы не расхохотаться в голос. Гул голосов за дверью обозначал только одно - Женечку спрашивают, что ей попалось в билете, и что спрашивала Елена Сергеевна. В какой-то момент всё здание корпуса содрогнулось от громового хохота, я бы даже сказала, ржача. Это Женечка спросила у одногруппников, как называется третий спутник Земли...
© katerina-sapyan